Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования
14.06.2023
Информационно-методическое письмо
об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования
В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования,
утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 2861
и № 287 2
(далее – ФГОС НОО и ООО), достижение планируемых
образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную
деятельность.
Целью информационно-методического письма является рассмотрение
основных особенностей реализации внеурочной деятельности, как неотъемлемой
части образовательного процесса, а также определение посредством
ее организации способов достижения единства образовательного пространства
Российской Федерации, обеспечения преемственности содержания
образовательных программ начального общего и основного общего образования,
возможности формирования образовательных программ различного уровня
сложности и направленности с учетом образовательных потребностей
и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными
возможностями здоровья, создание условий для развития воспитательной среды,
реализация рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной
работы.
Реализация внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения
1 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021
№ 64100) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/
2 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021
№ 64101) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/
2
основных образовательных программ (предметных, метапредметных
и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной3
.
План внеурочной деятельности образовательной организации является
обязательной частью организационного раздела основной образовательной
программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются
обязательной частью содержательного раздела основной образовательной
программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной
организацией может предусматриваться использование ресурсов других
организаций (в том числе в сетевой форме4
), включая организации
дополнительного образования, профессиональные образовательные организации,
образовательные организации высшего образования, научные организации,
организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные
объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность
и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую
работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектную
и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается
формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного
уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО
образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных
занятий внеурочной деятельности (до 1320 часов на уровне начального общего
образования, до 1750 часов на уровне основного общего образования).
3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573)
4 Методические рекомендации –
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278827/2a682f0091a7354a5b60bd9e8e699b237680585c/
3
Содержательное наполнение внеурочной деятельности
Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать
на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое,
гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их
самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими
трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации
внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность,
соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов
с преобладанием того или иного вида деятельности:
учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание
уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной грамотности;
с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы
по обеспечению их благополучия в пространстве школы;
с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных
мероприятий.
Содержательное наполнение моделей плана внеурочной деятельности
приведено в таблице 1.
Таблица 1.
Модель плана
внеурочной
деятельности
Содержательное наполнение
Преобладание
учебно-познавательной
деятельности
занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных
предметов;
занятия обучающихся по формированию функциональной
грамотности;
занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектноисследовательскую деятельность;
профориентационные занятия обучающихся;
Преобладание
педагогической
поддержки
дополнительные занятия обучающихся, испытывающих затруднения
в освоении учебной программы;
дополнительные занятия обучающихся, испытывающих трудности в
4
Модель плана
внеурочной
деятельности
Содержательное наполнение
обучающихся освоении языков обучения;
специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в
социальной коммуникации;
специальные занятия обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
Преобладание
деятельности
ученических
сообществ
и воспитательных
мероприятий
занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность
детских общественных объединений и органов ученического
самоуправления;
занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных
внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным,
нравственным проблемам современного мира;
занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях:
экологических, волонтерских, трудовых и т.п.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных
программ начального общего и основного общего образования целесообразно
при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации
предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры
о важном» (понедельник, первый урок)5
;
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности
6
);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе
основы предпринимательства).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности
целесообразно включить:
3 часа в неделю – на занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе
для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном
5 Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»
6 Методические рекомендации – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
5
уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения);
2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов
и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе
организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных
спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития
социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»);
2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных
интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского
движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна
возможностей»).
Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности
отражено в таблице 2.
Таблица 2.
Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план
внеурочной деятельности образовательной организации
Направление
внеурочной
деятельности
Рекомендуемое
количество
часов в неделю
Основное содержание занятий
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной
и экологической
направленности
«Разговоры
о важном»
1 Основная цель: развитие ценностного отношения
обучающихся к своей Родине – России, населяющим
ее людям, ее уникальной истории, богатой природе
и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей
внутренней позиции личности школьника,
необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
Основные темы7
занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением
к окружающим и ответственным отношением
к собственным поступкам.
Занятия
по формированию
функциональной
1 Основная цель: развитие способности обучающихся
применять приобретённые знания, умения и навыки
для решения задач в различных сферах
7 Тематика занятий «Разговоры о важном» на 2022–2023 уч. год – https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
6
Направление
внеурочной
деятельности
Рекомендуемое
количество
часов в неделю
Основное содержание занятий
грамотности
обучающихся
жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения
с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественно-научной,
финансовой, направленной и на развитие креативного
мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: интегрированные
курсы, метапредметные кружки или факультативы8
Занятия,
направленные
на удовлетворение
профориентационных интересов
и потребностей
обучающихся
1 Основная цель: развитие ценностного отношения
обучающихся к труду, как основному способу
достижения жизненного благополучия и ощущения
уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников к осознанному выбору направления
продолжения своего образования и будущей
профессии, осознание важности получаемых в школе
знаний для дальнейшей профессиональной
и внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы:
профориентационные беседы, деловые игры, квесты,
решение кейсов, изучение специализированных
цифровых ресурсов, профессиональные пробы,
моделирующие профессиональную деятельность,
экскурсии, посещение ярмарок профессий
и профориентационных парков.
Основное содержание:
знакомство с миром профессий и способами получения
профессионального образования;
создание условий для развития надпрофессиональных
навыков (общения, работы в команде, поведения
в конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся самого
себя, своих мотивов, устремлений, склонностей
как условий для формирования уверенности в себе,
способности адекватно оценивать свои силы
и возможности.
Вариативная часть9
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
3 Основная цель: интеллектуальное и общекультурное
развитие обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных, культурных, оздоровительных
потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как залогу их
8 Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся –
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
9 Количество часов в неделю вариативной части определяется с учетом выбранной модели реализации плана
внеурочной деятельности
7
Направление
внеурочной
деятельности
Рекомендуемое
количество
часов в неделю
Основное содержание занятий
собственного будущего, и к культуре в целом, как
к духовному богатству общества, сохраняющему
национальную самобытность народов России.
Основные направления деятельности:
занятия по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и проектной
деятельности;
занятия, связанные с освоением регионального
компонента образования или особыми
этнокультурными интересами участников
образовательных отношений;
дополнительные занятия для школьников,
испытывающих затруднения в освоении учебной
программы или трудности в освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
или испытывающими затруднения в социальной
коммуникации.
Занятия,
направленные
на удовлетворение
интересов
и потребностей
обучающихся
в творческом
и физическом
развитии, помощь
в самореализации,
раскрытии
и развитии
способностей
и талантов
2 Основная цель: удовлетворение интересов
и потребностей обучающихся в творческом
и физическом развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи:
раскрытие творческих способностей школьников,
формирование у них чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, формирование ценностного отношения
к культуре;
физическое развитие обучающихся, привитие им
любви к спорту и побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им любви к
своему краю, его истории, культуре, природе, развитие
их самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы:
занятия школьников в различных творческих
объединениях (музыкальных, хоровых
или танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
журналистских, поэтических или писательских клубах
и т.п.);
занятия школьников в спортивных объединениях
(секциях и клубах, организация спортивных турниров
и соревнований);
занятия школьников в объединениях
туристскокраеведческой направленности (экскурсии,
развитие школьных музеев);
8
Направление
внеурочной
деятельности
Рекомендуемое
количество
часов в неделю
Основное содержание занятий
занятия по Программе развития социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята
России».
Занятия,
направленные
на удовлетворение
социальных
интересов
и потребностей
обучающихся,
на педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно
с обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
2 Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений –
заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и подчиняться,
брать на себя инициативу и нести ответственность,
отстаивать свою точку зрения и принимать другие
точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического
благополучия обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий для развития
ответственности за формирование макро и микро
коммуникаций, складывающихся в образовательной
организации, понимания зон личного влияния на уклад
школьной жизни.
Основные организационные формы: педагогическое
сопровождение деятельности Российского движения
школьников и Юнармейских отрядов;
волонтерских, трудовых, экологических отрядов,
создаваемых для социально ориентированной работы;
выборного Совета обучающихся, создаваемого
для учета мнения школьников по вопросам управления
образовательной организацией;
Совета старост, объединяющего старост классов
для облегчения распространения значимой
для школьников информации и получения обратной
связи от классных коллективов;
постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение
личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов);
творческих советов, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий, праздников,
вечеров, акций;
созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников группы по урегулированию
конфликтных ситуаций в школе и т.п.
9
О мерах дополнительной методической поддержки
образовательных организаций
В дополнение к имеющимся методическим ресурсам в 2022 году будут
представлены в общедоступной форме методические материалы для организации
цикла еженедельных занятий «Разговоры о важном», включающие сценарий
занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный
визуальный контент для обучающихся 1–2, 3–4, 5–7, 8–9, 10–11 классов,
обучающихся профессиональных организаций, осваивающих программы
среднего общего образования10 (материалы будут размещены в разделе
«Внеурочная деятельность» на портале «Единое содержание общего
образования»), а также направлены в субъекты Российской Федерации
дополнительно.
ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» будет реализована
серия интенсивов методической поддержки педагогических работников,
реализующих занятия проекта «Разговоры о важном»11
.
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской
академии образования» разрабатывает серию материалов по реализации
внеурочной деятельности12
:
Для начального общего образования:
1. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС начального общего образования. Формирование
функциональной грамотности в процессе изучения дополнительных учебных
курсов:
«Мы любим русский язык»;
«Формирование информационной культуры младшего школьника на уроках
математики и окружающего мира».
Поисково-исследовательская деятельность как фактор формирования
метапредметных результатов обучения:
10 https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
11 https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/
12 https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
10
«Мир слов: всему название дано»;
«Наша биологическая лаборатория».
2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС начального общего образования. Художественнотворческая практика как форма освоения основ изобразительной грамоты:
«Арт-студия «Моё творчество».
Для начального общего и основного общего образования:
1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования.
Эстетическое направление: «Хоровое пение».
2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования.
Эстетическое направление: «Музыкальный театр».
3. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования.
Эстетическое направление: «Фольклорный ансамбль».
4. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования.
Эстетическое направление: «Танец».
Для основного общего образования:
1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС основного общего образования. Профориентация.
2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС основного общего образования. Функциональная
грамотность.
3. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС основного общего образования Проектноисследовательская деятельность (естественнонаучный блок).
4. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС основного общего образования. Проектно-
11
исследовательская деятельность (гуманитарный блок).
5. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС основного общего образования. Экологичный образ
жизни.
6. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС основного общего образования. Умей вести за собой.
7. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности
в соответствии с ФГОС основного общего образования. Мир визуальнопространственных искусств:
«Мир декоративно-прикладного искусства»;
«Мир изобразительного искусства»;
«Метаморфозы в архитектуре и дизайне (графический, средовой, одежды,
элементов 3 декорирования)»;
«Фотография и художественное изображение в зрелищных и экранных
искусствах».
ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок» и Общероссийская
общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское
движение школьников» разрабатывает учебно-методический комплекс
по реализации Программы развития социальной активности обучающихся
начальных классов «Орлята России».
ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества
и гуманитарных технологий» и Театральный институт им. Б. Щукина
разрабатывает учебно-методический комплекс по развитию школьных театров.
ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования
и организации отдыха и оздоровления детей» разрабатывает учебнометодический комплекс по развитию школьных музеев.
ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения
физического воспитания» разрабатывает учебно-методический комплекс
по развитию школьных спортивных клубов.
12
Об управленческих механизмах организации внеурочной деятельности
Реализация основных образовательных программ начального общего
и основного общего образования, в том числе в рамках внеурочной деятельности,
должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий.
К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:
внесение изменений в локальные акты общеобразовательной организации;
планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий
для организации внеурочной деятельности (кадровых, материально-технических,
финансовых, информационных и т.п.);
организация работы методических служб на федеральном, региональном,
муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.
В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники
образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители
директора, учителя, педагоги дополнительного образования, советники директора
по воспитанию, воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги-психологи,
учителя-логопеды, педагоги-библиотекари и т.д.
Организацию работы по проведению информационно-просветительских
занятий патриотической, нравственной и экологической направленности
«Разговоры о важном» целесообразно возложить на классных руководителей
(кураторов), учителей истории, обществознания, руководителей школьных музеев
и т.д.
На подготовительном этапе к введению обновленных ФГОС НОО и ООО
целесообразно провести самодиагностику готовности образовательной
организации к реализации внеурочной деятельности (примерный чек-лист
для проведения самодиагностики приведен в приложении к настоящему письму).
13
Приложение
ЧЕК-ЛИСТ
самодиагностики готовности образовательной организации к реализации
внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС НОО и ООО
№
п/п
Мероприятие Отметка
об
исполнении
1. Организационный раздел основной образовательной
программы включает в себя план внеурочной деятельности
2. Содержательный раздел основной образовательной
программы включает в себя рабочие программы
внеурочной деятельности
3. В локальных актах образовательной организации отражены
особенности организации внеурочной деятельности:
- в Положении, регламентирующем режим занятий
обучающихся;
- в Положении о деятельности в образовательной
организации общественных (в том числе детских
и молодежных) организаций (объединений);
- в Положении о формах самоуправления в образовательной
организации;
- в Договоре о сотрудничестве образовательной
организации и организаций дополнительного образования
(при необходимости);
- в штатном расписании образовательной организации;
- в должностных инструкциях педагогических и иных
работников образовательной организации
4. Определен список учебных пособий, информационноцифровых ресурсов, используемых при реализации
внеурочной деятельности; обеспечена доступность
использования информационно-методических ресурсов
для участников образовательных отношений
5. Определена модель реализации сетевых форм
взаимодействия общеобразовательной организации
с организациями дополнительного образования,
учреждениями культуры и спорта в рамках реализации
внеурочной деятельности (при необходимости)
6. Разработан план работы внутришкольных методических
объединений с ориентацией на рассмотрение
и методическую помощь педагогическим работникам
в вопросах реализации внеурочной деятельности
7. Определен пул педагогических работников для реализации
14
№
п/п
Мероприятие Отметка
об
исполнении
проекта «Разговоры о важном» (занятия включены
в расписание, определена нагрузка учителя)
8. Сформированы методические группы по всем
направлениям функциональной грамотности
9. Определены способы организации профориентационных
занятий
10. Обеспечены кадровые, финансовые, материальнотехнические и иные условия реализации внеурочной
деятельности
11. Приняты решения по развитию воспитательной среды
образовательной организации:
- будет реализовываться программа развития социальной
активности учащихся начальных классов «Орлята России»;
- в образовательной организации создан (функционирует)
школьный музей
- в образовательной организации создан (функционирует)
школьный спортивный клуб;
- в образовательной организации создан (функционирует)
школьный театр