Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования

14.06.2023

Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 года № 2861 и № 287 2 (далее – ФГОС НОО и ООО), достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность. Целью информационно-методического письма является рассмотрение основных особенностей реализации внеурочной деятельности, как неотъемлемой части образовательного процесса, а также определение посредством ее организации способов достижения единства образовательного пространства Российской Федерации, обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для развития воспитательной среды, реализация рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы. Реализация внеурочной деятельности Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения 1 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ 2 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ 2 основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной3 . План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме4 ), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1320 часов на уровне начального общего образования, до 1750 часов на уровне основного общего образования). 3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573) 4 Методические рекомендации – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278827/2a682f0091a7354a5b60bd9e8e699b237680585c/ 3 Содержательное наполнение внеурочной деятельности Часы внеурочной деятельности рекомендуется использовать на социальное, творческое, интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно использовать через реализацию одной из трех моделей планов с преобладанием того или иного вида деятельности: учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности; с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы; с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. Содержательное наполнение моделей плана внеурочной деятельности приведено в таблице 1. Таблица 1. Модель плана внеурочной деятельности Содержательное наполнение Преобладание учебно-познавательной деятельности занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных предметов; занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности; занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектноисследовательскую деятельность; профориентационные занятия обучающихся; Преобладание педагогической поддержки дополнительные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в освоении учебной программы; дополнительные занятия обучающихся, испытывающих трудности в 4 Модель плана внеурочной деятельности Содержательное наполнение обучающихся освоении языков обучения; специальные занятия обучающихся, испытывающих затруднения в социальной коммуникации; специальные занятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Преобладание деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; занятия обучающихся в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; занятия обучающихся в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п. Планирование внеурочной деятельности С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования целесообразно при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотреть часть, рекомендуемую для всех обучающихся: 1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок)5 ; 1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности 6 ); 1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности целесообразно включить: 3 часа в неделю – на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном 5 Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном» 6 Методические рекомендации – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ 5 уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения); 2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»); 2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей»). Основное содержание рекомендуемых занятий внеурочной деятельности отражено в таблице 2. Таблица 2. Направления внеурочной деятельности, рекомендуемые к включению в план внеурочной деятельности образовательной организации Направление внеурочной деятельности Рекомендуемое количество часов в неделю Основное содержание занятий Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» 1 Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы7 занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Занятия по формированию функциональной 1 Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах 7 Тематика занятий «Разговоры о важном» на 2022–2023 уч. год – https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm 6 Направление внеурочной деятельности Рекомендуемое количество часов в неделю Основное содержание занятий грамотности обучающихся жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы8 Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся 1 Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Вариативная часть9 Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся 3 Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям, как залогу их 8 Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ 9 Количество часов в неделю вариативной части определяется с учетом выбранной модели реализации плана внеурочной деятельности 7 Направление внеурочной деятельности Рекомендуемое количество часов в неделю Основное содержание занятий собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов 2 Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев); 8 Направление внеурочной деятельности Рекомендуемое количество часов в неделю Основное содержание занятий занятия по Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности 2 Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития ответственности за формирование макро и микро коммуникаций, складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов; волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы; выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией; Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п. 9 О мерах дополнительной методической поддержки образовательных организаций В дополнение к имеющимся методическим ресурсам в 2022 году будут представлены в общедоступной форме методические материалы для организации цикла еженедельных занятий «Разговоры о важном», включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный визуальный контент для обучающихся 1–2, 3–4, 5–7, 8–9, 10–11 классов, обучающихся профессиональных организаций, осваивающих программы среднего общего образования10 (материалы будут размещены в разделе «Внеурочная деятельность» на портале «Единое содержание общего образования»), а также направлены в субъекты Российской Федерации дополнительно. ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» будет реализована серия интенсивов методической поддержки педагогических работников, реализующих занятия проекта «Разговоры о важном»11 . ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» разрабатывает серию материалов по реализации внеурочной деятельности12 : Для начального общего образования: 1. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования. Формирование функциональной грамотности в процессе изучения дополнительных учебных курсов: «Мы любим русский язык»; «Формирование информационной культуры младшего школьника на уроках математики и окружающего мира». Поисково-исследовательская деятельность как фактор формирования метапредметных результатов обучения: 10 https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm 11 https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ 12 https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm 10 «Мир слов: всему название дано»; «Наша биологическая лаборатория». 2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего образования. Художественнотворческая практика как форма освоения основ изобразительной грамоты: «Арт-студия «Моё творчество». Для начального общего и основного общего образования: 1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Эстетическое направление: «Хоровое пение». 2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Эстетическое направление: «Музыкальный театр». 3. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Эстетическое направление: «Фольклорный ансамбль». 4. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования. Эстетическое направление: «Танец». Для основного общего образования: 1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Профориентация. 2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Функциональная грамотность. 3. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования Проектноисследовательская деятельность (естественнонаучный блок). 4. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Проектно- 11 исследовательская деятельность (гуманитарный блок). 5. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Экологичный образ жизни. 6. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Умей вести за собой. 7. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Мир визуальнопространственных искусств: «Мир декоративно-прикладного искусства»; «Мир изобразительного искусства»; «Метаморфозы в архитектуре и дизайне (графический, средовой, одежды, элементов 3 декорирования)»; «Фотография и художественное изображение в зрелищных и экранных искусствах». ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок» и Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» разрабатывает учебно-методический комплекс по реализации Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» и Театральный институт им. Б. Щукина разрабатывает учебно-методический комплекс по развитию школьных театров. ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» разрабатывает учебнометодический комплекс по развитию школьных музеев. ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» разрабатывает учебно-методический комплекс по развитию школьных спортивных клубов. 12 Об управленческих механизмах организации внеурочной деятельности Реализация основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, в том числе в рамках внеурочной деятельности, должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий. К числу организационно-управленческих мероприятий относятся: внесение изменений в локальные акты общеобразовательной организации; планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий для организации внеурочной деятельности (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и т.п.); организация работы методических служб на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора, учителя, педагоги дополнительного образования, советники директора по воспитанию, воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги-библиотекари и т.д. Организацию работы по проведению информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» целесообразно возложить на классных руководителей (кураторов), учителей истории, обществознания, руководителей школьных музеев и т.д. На подготовительном этапе к введению обновленных ФГОС НОО и ООО целесообразно провести самодиагностику готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности (примерный чек-лист для проведения самодиагностики приведен в приложении к настоящему письму). 13 Приложение ЧЕК-ЛИСТ самодиагностики готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС НОО и ООО № п/п Мероприятие Отметка об исполнении 1. Организационный раздел основной образовательной программы включает в себя план внеурочной деятельности 2. Содержательный раздел основной образовательной программы включает в себя рабочие программы внеурочной деятельности 3. В локальных актах образовательной организации отражены особенности организации внеурочной деятельности: - в Положении, регламентирующем режим занятий обучающихся; - в Положении о деятельности в образовательной организации общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений); - в Положении о формах самоуправления в образовательной организации; - в Договоре о сотрудничестве образовательной организации и организаций дополнительного образования (при необходимости); - в штатном расписании образовательной организации; - в должностных инструкциях педагогических и иных работников образовательной организации 4. Определен список учебных пособий, информационноцифровых ресурсов, используемых при реализации внеурочной деятельности; обеспечена доступность использования информационно-методических ресурсов для участников образовательных отношений 5. Определена модель реализации сетевых форм взаимодействия общеобразовательной организации с организациями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта в рамках реализации внеурочной деятельности (при необходимости) 6. Разработан план работы внутришкольных методических объединений с ориентацией на рассмотрение и методическую помощь педагогическим работникам в вопросах реализации внеурочной деятельности 7. Определен пул педагогических работников для реализации 14 № п/п Мероприятие Отметка об исполнении проекта «Разговоры о важном» (занятия включены в расписание, определена нагрузка учителя) 8. Сформированы методические группы по всем направлениям функциональной грамотности 9. Определены способы организации профориентационных занятий 10. Обеспечены кадровые, финансовые, материальнотехнические и иные условия реализации внеурочной деятельности 11. Приняты решения по развитию воспитательной среды образовательной организации: - будет реализовываться программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России»; - в образовательной организации создан (функционирует) школьный музей - в образовательной организации создан (функционирует) школьный спортивный клуб; - в образовательной организации создан (функционирует) школьный театрХочу такой сайт

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».