Положение о методическом объединении учителей

Принято
на заседании педагогического совета
«Синицынская ОШ»
протокол № 2 от 29.08.2025г.

Утверждено
И.о. директора МБОУ
МБОУ «Синицынская ОШ»
________С.А.Сулейманова
Приказ № 285 -о от 01.09.2025г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ
1.Общие положения
Настоящее Положение о методических объединениях в школе разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
с изменениями от 4 августа2023 года, ФГОС начального, основного и среднего общего
образования, утвержденных соответственно Приказами Министерства Просвещения
Российской Федерации №286 и №287 от 31 мая 2021 года, а также Уставом МБОУ
«Синицынская ОШ» (далее Школа) и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих
образовательную деятельность.
Данное Положение о методических объединениях (далее - Положение) обозначает
основные цели, задачи, и функции методического объединения школы, определяет
организацию, основные направления формы деятельности, делопроизводство МО педагогов
школы, а также регламентирует права и обязанности руководителя и членов методического
объединения общеобразовательной организации.
Методическое объединение учителей является основным структурным подразделением
методической службы общеобразовательной организации, осуществляющим руководство
образовательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работой по
одному или нескольким предметам.
Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному
учебномупредметуилитакогожеколичествапедагоговпонесколькимучебнымпредметамодно
й образовательной области, может быть создано методическое объединение классных
руководителей.
Методическое объединение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом
директора
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
по
представлению заместителя- директора по учебно-воспитательной работе.
Методическое объединение непосредственно подчиняется заместителю директора
организации, осуществляющей образовательную деятельность, по учебно-воспитательной
работе.
Методическое объединение в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка,
руководствуется Конституцией и законами РФ, указами Президента РФ, решениями
правительства РФ, органов управления образованием всех уровней, а также Уставом,
локальными актами, данным положением о методическом объединении, приказами
общеобразовательной организации и распоряжениями его директора.

•
•
•
•
•

2.Цели и задачи методического объединения
Методическое объединение учителей - предметников создается как одна из форм
самоуправления в целях:
совершенствования методического и профессионального мастерства учителей;
организации взаимопомощи для обеспечения соответствия современным требованиям к
обучению, воспитанию и развитию школьников;
объединения творческих инициатив;
разработки современных требований к уроку, классному часу, внеурочному мероприятию и
т.п.

Методическое объединение учителей-предметников решает следующие задачи:
• Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и
разноуровневости;
анализ авторских программ и методик;
ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного
контроля;
работа с обучающимися по соблюдению норм и правил техники безопасности в
образовательной деятельности;

взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим самоанализом и
анализом достигнутых результатов;
организация открытых уроков с целью ознакомления с методическими разработками;
экспериментальная работа по предмету;
выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе
разработанных образовательных стандартов по предмету;
разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
анализ методов преподавания предмета;
отчеты о профессиональном самообразовании учителей, работы на курсах повышения
квалификации, творческих командировках;
организация и проведение предметных недель (декад и т.п.), предметных олимпиад,
конкурсов, смотров, научных конференций;
укрепление материальной базы и приведение средств обучения, в том числе учебнонаглядных пособий по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному
кабинету, к оснащению урока.

2. Функции методического объединения учителей–предметников
Работа методического объединения организуется на основе планирования, отражающего
план работы школы, рекомендации городского методического кабинета, методическую
тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные
планы профессионального самообразования учителей.
Методическое объединение учителей – предметников часть своей работы осуществляет на
заседаниях, где анализируются или принимаются к сведению решения задач, изложенных
во втором разделе.
Методическое объединение учителей – предметников организовывает семинарские занятия,
проводит цикл открытых уроков по определенной методическим советом теме, проводит
первоначальную экспертизу изменений, вносимых преподавателями в учебные программы,
планирует оказание конкретной методической помощи учителям - предметникам.
Методическое объединение учителей –предметников определяет систему внеклассной
работы по предмету, ее ориентацию, идеи, организует разработку методических
рекомендаций для обучающихся и их родителей (законных представителей) в целях
наилучшего усвоения знаний, повышения культуры учебного труда, соблюдения режима
труда и отдыха.
Методическое объединение учителей – предметников обеспечивает преемственность в
преподавании учебных дисциплин, между учебной и внеклассной работой по предмету.
Методическое объединение учителей – предметников анализирует состояние учебных
кабинетов, планирует их развитие.
3. Содержание и основные формы деятельности методического объединения
В содержание деятельности методического объединения входят:
 изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
 отбор содержания и составление рабочих программ по предметам с учетом вариативностии
разноуровнего их преподавания;
 анализ авторских программ и методик учителей;
 проведение анализа состояния преподавания предмета или группы предметов одной
образовательной области;
 организация взаимопосещений уроков;

выработка единых требований к оценке результатов освоения обучающимися учебных
программ;
 обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в методическом
объединении;
 методическое сопровождение обучающихся при прохождении наиболее трудных тем,
вопросов, требующих взаимодействия учителей различных предметов;
 организация работы по накоплению дидактического материала;
 ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету;
 проведениетворческихотчетов,посвященныхпрофессиональномусамообразованию
 учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих
командировках;
 организация и проведение предметных недель в организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
 работа по активизации творческого потенциала учителе
 утверждения локальных актов, регламентирующих
образовательную деятельность
общеобразовательной организации.
Основными формами работы методического объединения являются:
 заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;
 круглые столы, семинары поучебно- методическим проблемам;
 творческие отчеты учителей;
 открытые уроки и внеклассные мероприятия;
 лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам
общей педагогики и психологии;
 предметные недели;
 взаимопосещение уроков;
 организационно- деятельностные игры.


4. Основные направления деятельности методического объединения
Аналитическая деятельность:
• изучение и анализ состояния преподавания предмета;
• выявление профессиональных запросов педагогов, а также затруднений дидактического и
методического характера в образовательной деятельности;
• анализ работы МО за учебный год;
Информационная деятельность:
• изучениенормативнойиметодическойдокументациисцельюознакомленияпедагоговс новыми
направлениями в развитии общего (специального) образования детей;
• ознакомлениепедагоговсанализомсостоянияпреподаванияпредметаилигруппы предметов по
итогам внутришкольного контроля;
• ознакомлениепедагоговсновинкамипедагогической,психологической,методической
литературы на бумажных и электронных носителях;
Организационно- методическая деятельность:
• отборсодержанияисоставлениеучебных(рабочих)программпопредметамсучётомвариативнос
ти;
• анализ авторских программ и методик учителей;
• выработка единых требований к оценке результатов освоения обучающимися учебных
программ;
• утверждение аттестационного материала для процедуры итогового контроля в переводных
классах, аттестационного материала для проведения итоговой аттестации в выпускных
классах (для устных экзаменов);
• разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая,
зачётная и т.д.);
• совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебнометодического обеспечения;

• организация взаимопосещения уроков с целью ознакомления с методическими

разработками сложных тем предмета; проведение открытых уроков по определённой
тематике с последующим самоанализом;
• организация и проведение предметных недель (декад) в организации, осуществляющей
образовательную деятельность;
• обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих в МО;
• отчёты о профессиональном самообразовании учителей, о работе на курсах повышения
квалификации;
Научно- исследовательская деятельность:
• изучение и освоение методологии ведения опытно-экспериментальной и научноисследовательской работы;
• участие в экспериментах и научных исследованиях по важнейшим проблемам по своему
предмету, проблемам педагогики в тесной связи с задачами повышения качества
преподавания учебных предметов.
5. Организация деятельности методического объединения
Методическое объединение учителей ежегодно избирает руководителя;
Руководитель МО:
• составляет план МО, который рассматривается на заседании МО, согласовывается с
заместителем директора по учебно-воспитательной (методической) работе и утверждается
директором;
• проверяет рабочие программы учителей-предметников (до 01сентября каждого года);
• участвует в составлении тематических и итоговых контрольных срезов знаний, умений и
навыков обучающихся;
• собирает и обрабатывает информацию, запрашиваемую заместителем директора;
• курирует взаимопосещение учителей- предметников;
• посещает уроки и другие мероприятия, проводимые учителями-предметниками,
анализирует их и доводит результаты до сведения учителей МО в рамках своего ШМО;
• оказывает методическую помощь молодым специалистам;
• участвует в работе школьной аттестационной комиссии;
• ведёт протоколы заседаний МО.
Заседания МО проводятся не реже одного раза в четверть. О времени и месте
проведения заседания руководитель МО обязан сообщить заместителю директора по
УВР, курирующего методическую работу.
Покаждомуизобсуждаемыхназаседаниивопросовпринимаютсярешения,которые
фиксируются в журнале протоколов.
Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителем по
УВР в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля,
утверждаемого директором организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. Права и обязанности методического объединения
Методическое объединение имеет право:
 выражать пожелания руководству образовательной организации при распределении
учебной нагрузки;
 вносить предложения об установлении надбавок и доплат к должностным окладам за
заведование предметными учебными кабинетами, за ведение предметных кружков;
 требовать от администрации своевременного обеспечения членов методического
объединения всей необходимой инструктивной, нормативной и научно-методической
документацией;
 проводитьконкурсыпрофессиональногомастерства,смотрыучебныхкабинетов.

Каждый участник методического объединения обязан:
 участвовать в заседаниях методического объединения;
 стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
 знать тенденции развития методики преподаваемого предмета;
 владеть основами самоанализа педагогической деятельности;
 своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и
преподавания учебного предмета или группы учебных предметов соответствующей
образовательной области;
 активно участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных
мероприятий по предмету и т. д.).
7. Права и обязанности руководителя методического объединения
Руководитель методического объединения имеет право в пределах своей компетенции:
• вносить предложения по совершенствованию профессиональной деятельности учителей;
• посещать любые мероприятия, проводимые участниками МО, для оказания методической
помощи и осуществления систематического контроля за качеством их проведения;
• получать от администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность,
информацию нормативно-правового и организационно-методического характера по
вопросам образовательной деятельности;
• обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией
и педагогическими работниками других учреждений образования;
• обращаться за консультациями по проблемам образовательной деятельности к методистам,
в подразделения научно-исследовательских институтов, к исследователям в интересах
совершенствования своей работы;
• повышать профессиональную квалификацию удобным для себя способом.
Основные направления деятельности руководителя методического объединения:
• составление плана работы МО на год;
• координация работы учителей МО по выполнению плана и учебных программ;
• отслеживание качества профессиональной деятельности учителей;
• организация повышения квалификации учителей МО через постоянно действующие формы
обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы, круглые столы,
творческие отчеты и т. п.);
• создание информационного банка данных об учителях МО;
• проведение предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных состязаний, организация
проектной и исследовательской деятельности обучающихся и учителей организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
• изучение современных процессов в методике преподавания учебных предметов ивыработка
на их основе рекомендаций для учителей МО;
• установление и развитие творческих связей и контактов с аналогичными подразделениям и
в других учебных заведениях;
• анализ результатов образовательной деятельности по предметам;
• организация работы наставников с молодыми специалистами (при наличии до 5-и
специалистов в организации образования).
8. Делопроизводство
К документации методического объединения относятся:
 приказ директора организации, осуществляющей образовательную деятельность,
создании методического объединения;
 приказ о назначении на должность руководителя методического объединения;
 положение о методическом объединении;

о

анализ работы МО за прошедший учебный год с указанием степени выполнения плана
работы МО, самого существенного и ценного опыта МО и отдельных учителей, оценки
знаний, умений и навыков обучающихся по предмету, оценки результатов предметных
олимпиад (в динамике за несколько лет), анализа проведения открытых уроков, итогов
взаимопосещения уроков, состояния материально-технической базы предметных кабинетов
и описания работы по ее поддержанию, причин неудач в работе МО и отдельных педагогов
(если таковые имелись);
 план работы МО в новом учебном году;
 банк данных об учителях, входящих в МО;
 план работы с молодыми учителями;
 план проведения предметной недели;
 план подготовки к ГИА;
 план работы с одаренными обучающимися (+Банк данных по одаренным обучающимся)
 сведения о темах самообразования учителей, входящих в МО;
 сведения о предметных кружках и факультативов, которые ведут члены МО;
 график проведения административных контрольных работ;
 протоколы заседание МО
Анализ деятельности МО представляется администрации школы в конце учебного года, план
работы на год - в начале учебного года.


9. Заключительные положения
Настоящее Положение о методическом объединении является локальным нормативным
актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на
Совете обучающихся и утверждается (вводится в действие) приказом директора
общеобразовательной организации.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
Положение о методическом объединении принимается на неопределенный срок. Изменения
и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего
Положения.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».